Перейти прямо к содержимому страницы

Кто есть кто в российском медиаобразовании

АННИНСКИЙ ЛЕВ АЛЕКСАНДРОВИЧ

(1934-2019) . Окончил филологический факультет МГУ (1956). Член Союза писателей СССР (с 1965), Союза кинематографистов СССР (с 1970), Русского ПЕН-центра (1995), Академии российской словесности (1996), АРСС (1997), редколлегии и (с 1993) редсовета журнала «Литературное обозрение», редколлегий газет «Лит. Новости» (1992), «Лит. Ярмарка» (2000), журналов «Родина», «Время и мы», «Воскресенье литературное» (1992), редсовета «Совершенно секретно». Председатель жюри (1994), затем член комитета Букеровской премии в России (до 1999), член комиссии по Гос. премиям при президенте РФ (с 1997), член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России. Награжден орденом «Знак Почета» (1990). Лауреат Премии Союза кинематографистов (1980), «Лит. России» (1984, 1999), журналов «Октябрь» (1983), «Литературное обозрение» (1988, 1989), «Огонек» (1995), «Стрелец» (1996; 1998), им. Ю.Тынянова, телевизионной премии ТЭФИ (1996). Работал в журнале «Советский Союз» (1956-1957), в «Литературной газете»(1957-1960), в журнале «Знамя» (1960-1967), в Институте конкретных социологических исследований АН СССР (1968-1972), в журналах: «Дружба народов» (1972-1991 и с 1993, член редколлегии), «Литературное обозрение» (1990-1992), «Родина» (с 1992), в течение короткого времени был одновременно главным редактором журнала «Время и мы» (1998). Л.А. Аннинский родился в Ростове-на-Дону. Родители: Александр Аннинский и Анна Александрова. Отец по происхождению казак из станицы Ново-Аннинской. Мать - из города Любеча. У родителей Льва Аннинского оказалась общая дорога: ликбез - наробраз. Получив высшее образование, оба попали на ниву просвещения. Фамилия — Аннинский - прибав- лена она как псевдоним к родовой фамилии Александра Ивановича Иванова, происходившего из казачьей станицы Ново-Аннинской. А.И.Аннинский окончил в Москве университет, преподавал обществоведение в Таганроге и Ростове, в 1937 году перебрался в Москву, читал лекции в ГУКФе, потом пришел на студию «Мосфильм» на должность продюсера. В 1941 году пропал без вести на фронте. Мать Л.А.Аннинского так и осталась на всю жизнь преподавателем химии в техникуме. В детстве, когда родители были наработе или в командировках, Л.Аннинский большую часть времени проводил в детском саду или во дворе. В юношеском возрасте на мироощущение, по его собственному признанию, влиял кто угодно: мифы Древней Греции, исторические романы, оставшиеся на отцовской полке, потом - Горький, Толстой, Писарев, Белинский. Склонный от природы к логике и систематике, в выборе жизненных ориентиров он полагался больше на чутье и интуицию. Рано ознакомился с трудами философов, включая Канта и Гегеля, и пришел к предположению, что марксизм - это железная клетка, в которой безопасно и сквозь прутья которой «смотри куда хочешь». Потом клетка перестала существовать: он прочел Бердяева, Шестова, Розанова, Булгакова, Федорова, Федотова. Еще в 8-м классе, с первых сочинений, Л.Аннинский решил заниматься литературой и только ею. Причем в любом профессиональном качестве. Если бы он не стал литературным критиком, то стал бы учителем-словесником. Он был готов делать все что угодно: читать, работать в музее, библиотеке - лишь бы находиться в царстве русских текстов. Как ни странно, первая его собственная публикация оказалась в жанре карикатуры. Рисунки были напечатаны в университетской многотиражке и в газете «Московский комсомолец». Первый текст, прошедший в печать, появился в той же университетской многотиражке осенью 1956 года. Это была рецензия на знаменитую публикацию того времени - роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым». Дальше последовала череда «редакционных коллективов» и изматывающая тяжба за каждое слово в каждой публикации. С тех пор у Л.А.Аннинского вышло порядка двух десятков книг и тысяч пять (!) статей. Однако наиболее значимым из всего написанного он считает тринадцатитомное «Родословие», составленное для дочерей и не предназначенное для печати. По окончании МГУ Л.А.Аннинский был распределен в аспирантуру. Выдержал конкурсные экзамены, но затем ему сказали, что положение изменилось, и теперь в аспирантуру берут только с производства. Это происходило осенью 1956 года - после событий в Венгрии, где «контрреволюцию» начали литераторы. Поэтому в СССР было решено «оздоровить идеологию». Вместо того чтобы писать диссертацию, Л.А.Аннинский стал делать подписи к фотографиям в журнале «Советский Союз», откуда через полгода был уволен за «профнепригодность». Пришлось, по его выражению, «пойти в литподенщики», что и определило весь дальнейший творческий путь будущего критика. Попробовать, охватить, сопрячь и примирить. Понять каждого, сохранить внутреннее равновесие, придать «человеческое лицо» тому, что дала судьба; не поддаваться никакому яду, мороку, самообману, обрести тайную свободу - такие задачи ставил Л.А..Аннинский перед собой. Его озорством было напечататься параллельно в двух взаимоисключающих журналах того времени: в «Октябре» и «Новом мире». Это удалось только раз, но ругали его и там, и тут. Постепенно он понял, и даже привык к тому, что все неразрешимо, боль неутолима, счеты несводимы. Л.А.Аннинский признался, что всегда чувствовал себя естественно в центре общественной жизни, абсолютно вписываясь и состоянием, и поведением в «социальный контекст», но никогда не примерялся ни к каким «движениям» и «партиям». В детстве был счастливым пионером. С комсомолом были связаны лучшие впечатления молодости: студенческие колхозные бригады, агитпоездки, стенпечать, спорт. Но в партию вступать не захотел. И не вступил. Потом, в 1990 году, когда все вступившие врассыпную побежали вон из партии, он сам себе сказал «спасибо», что бежать не пришлось. Литературный процесс в России - суть жизни Л.Аннинского, его биография. В свою очередь этот процесс неразрывно связан с трагической историей нашей страны. Лев Александрович - знаток литературы, признанный критик, изучает процесс во всем его многоликом единстве. Он считает, что великая русская литература возникла как коррелят Российской империи. «Сначала литература подводит под крепость державы душевный, «домашний» фундамент (Державин), потом наступает момент равновесия личностного и имперского начал (Пушкин, Толстой), потом личность начинает расшатывать государственную крепость и пророчит ей гибель (Достоевский, Блок). Советская литература - реакция на этот сюжет: сначала личность яростно стирается, растворяется в государстве, сливается с ним; возникает то, что называется литературой большого стиля. Момент равновесия опять-таки переходит в яростный бунт личности против подавления ее государством, и возникает литература трагического звучания (от Маяковского к Мандельштаму, от Шолохова к Платонову и к Гроссману). Будущее человечество станет попеременно вспоминать героическую и трагическую стороны этой истории в зависимости от того, что у человечества будет болеть». Вторая (после литературы) страсть Л.А.Аннинского – киноискусство. Он – один самых именитых киноведов и кинокритиков России, автор сотен статей и нескольких фундаментальных книг о кино. Печатается с 1956 года. После сборника статей «Ядро ореха» (М., 1965) выпустил ряд книг о русской литературе ХIХ и ХХ веков, литературах народов СССР, театре, киноискусстве, фотографии. В 1992-1995 вел ТВ-передачу «Уходящая натура», вел также авторские рубрики: «Эхо» в журнале «Дружба народов» (с 1990), «Серебро и чернь» в журнале «Российская провинция» , «Лейтмотив» («Концы и начала») в журнале «Родина», «Срез» в газете «Культура», «Заметки нетеатрала» в газете «Версты» (с 1999). Среди изданий, с которыми также сотрудничает Л.А.Аннинский: газеты “Труд”, “Версты”, “Независимая газета”, “Крестьянские ведомости”, “Литературная Россия”, “Собеседник”, журналы - «Литературная учеба» (напр. 1990, № 5). «Литературное обозрение» (1987, №№ 1, 5; 1989, №№ 1, 8, 9; 1990, № 1; 1991, № 4), «Новый Мир» (1985, № 8; 1987, № 7; 1988, №№ 2, 11; 1990, № 8; 1991, №№ 6, 9), “Знамя” (1986, №№ 5, 12; 1987, № 6); “Искусство кино” (1994, № 9), «Воскресенье литературное» (№ 1, 1992), «Лепта» (№ 18, 1994), “Время и мы” (№ 123), “Свободная мысль” (1995, № 9), “Иностранная литература”, “Стрелец” (1996, № 2), “Континент” (№ 89, 1996), “Диалог” (№ 1,1997), 997), “Дружба народов” (1997, № 4, 1998, № 11), “Русская словесность” (1998, № 3) и др. Книги Л.А.Аннинского Ядро ореха. Критические очерки. М., 1965, Обрученный с идеей. («Как закалялась сталь» Николая Островского).М., 1971. Василий Шукшин. М., 1976. Тридцатые-семидесятые: литературно-критические статьи. М., 1977. Охота на Льва (Лев Толстой и кинематограф). М., 1980; 1998. Лесковское ожерелье. М., 1982; 1986. Контакты. М., 1982. Михаил Луконин. М., 1982. Солнце в ветвях. М., 1984. Николай Губенко. М., 1986. Три еретика. Повести о Писемском, Мельникове-Печерском, Лескове.М., 1988. Culture’s tapesty (Гобелен культуры). М., 1991. Локти и крылья. Литература 80-х: надежды, реальность, парадоксы. М., 1989. Билет в рай. Размышления у театральных подъездов. М., 1989. Отлетающий занавес. М., 1990. Шестидесятники и мы. Кинематограф, ставший и не ставший историей. М., 1991. Серебро и чернь. Русское, советское, славянское, всемирное в поэзии Серебряного века. М., 1997. Барды. М., 1999. Крепости и плацдармы Георгия Владимова. М., 2001. Поздние слезы. М, 2006. Русский человек на любовном свидании. М., 2004. Жизнь Иванова. М., 2005. Родная нетовщина. М., 2008. Распад ядра. М., 2009. Меч мудрости, или Русские плюс. М., 2009. Красный век. Эпоха и ее поэты. М., 2009. Источники информации о Л.А. .Аннинском: Словарь «Новая Россия: мир литературы» http://magazines.russ.ru/authors/a/anninskij/ Л.А.Аннинский. Биография. http://www.peoples.ru/art/literature/criticism/anninskiy/

Вернуться в раздел