Перейти прямо к содержимому страницы

Медиаобразование

Медиаобразование – процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники, обретения медиаграмотности.

Существует также точка зрения, согласно которой медиаграмотность – это часть более широкого и ёмкого понятия – информационная грамотность. Эта тенденция находит сегодня всё больше сторонников, хотя и здесь есть терминологические разночтения.

Основные направления медиаобразования:

  • медиаобразование будущих профессионалов в области массовой коммуникации – журналистов, редакторов, режиссёров, продюсеров, актеров, операторов и др.; медиаобразование будущих педагогов;
  • медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в школах, средних спец. учебных заведениях, вузах, которое может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.);
  • медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах;
  • дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью медиа;
  • самостоятельное (непрерывное) медиаобразование (которое теоретически может осуществляться в течение всей жизни человека).

Позитивным результатом медиаобразования следует считать медиакомпетентность личности (media competence of personality) – совокупность её мотивов, знаний, умений, способностей [показатели: мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный (оценочный), практико-операционный (деятельностный), креативный], способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме.

За последние десятилетия в мире сформировалось перспективное направление в педагогике – медиапедагогика (media pedagogy) – наука о медиаобразовании, медиаграмотности и медиакомпетентности, раскрывающая закономерности развития личности в процессе медиаобразования.

Сложилась и определённая система основных терминов, которыми оперируют специалисты в области медиа. Вместе с тем, здесь не существует единой, принятой во всех странах мира терминологии. Как правило, не только национальные научные школы, но и отдельные учёные разных стран предлагают свои варианты формулировок таких ключевых понятий, как «медиаобразование», «медиакультура», «медиаграмотность», «медиакомпетентность», «медиапедагогика» и т.д.

Например, во многих англоязычных странах термин «медиаобразование» (media education) заменяется аналогом – «медиаграмотность» (media literacy). Однако термин «медиаграмотность», как правило, не употребляется во франкофонных (l'education aux medias – медиаобразование), испаноязычных (education para los medios – медиаобразование) или германоязычных (medienpadagogic – медиапедагогика) государствах.

Значительное влияние на формирование терминологии, теории и методики медиаобразования оказал британский учёный Л. Мастерман, считающий, что цель медиаобразования заключается не только в воспитании критического мышления по отношению к медиатекстам любых видов и жанров, но и «критической автономии».

Британский медиапедагог К. Бэзэлгэт убеждена, что суть медиаобразования в изучении шести ключевых понятий: «медийное агентство – источник медийной информации» (media agency), «категория медиа» (media category), «технология медиа» (media technology), «медийный язык» (media language), «аудитория медиа» (media audience), «медийная репрезентация/переосмысление» (media representation).

В России медиаобразование стало активно развиваться с 1920-х годов (в виде движения ОДСК – Общества друзей советского кино, киноклубов, любительских кино/фотостудий, школьной прессы и т.д.) Теория и практика медиаобразования (на материале кинематографа, прессы, фотографии, телевидения, Интернета и т.д.) разрабатывались в СССР и России О.А. Барановым, И.В. Вайсфельдом, Л.С. Зазнобиной, И.С. Левшиной, О.Ф. Нечай, С.Н. Пензиным, Г.А. Поличко, А.В. Спичкиным, А.В. Федоровым, Ю.Н. Усовым, А.В. Шариковым и другими медиапедагогами, специалистами по теории и практике в области медиаобразования.

Российских медиапедагогов объединяет Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России (основана в 1967 как Совет по кинообразованию при Союзе кинематографистов СССР; с 1988 современное название).