Перейти прямо к содержимому страницы

Терминологический словарь

Компетентность информационная (information competence)

интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности. При этом информационной компетентности присущи следующие свойства: дуализм - наличие объективной (внешней оценки информационной компетентности) и субъективной (внутренней - самооценки своей информационной компетентности индивидуумом) сторон; относительность - знания и базы знаний быстро устаревают и их можно рассматривать как новые только в условно-определённом пространственно-временном отрезке; структурированность - каждый человек имеет свои особым образом организованные базы знаний; селективность - не вся поступающая информация трансформируется в знания, встраиваемые в имеющиеся организованные базы знаний; аккумулятивность - знания и базы знаний с течением времени имеют тенденцию к «накоплению» - аккумуляции, становятся шире, глубже, объёмнее; самоорганизованность - процесс самопроизвольного возникновения в неравновесных системах новых структур баз знаний; «полифункциональность» - наличие разнообразных предметно- специфических баз знаний (семантическая составляющая баз знаний является полифункциональной)» Функции информационной компетентности: познавательная, направленная на систематизацию знаний, на познание и самопознание человеком самого себя; коммуникативная, носителями которой являются семантическая компонента, носители информации; адаптивная, позволяющая адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе; нормативная, проявляющаяся, прежде всего системой моральных и юридических норм и требований в информационном обществе; оценочная, предполагающая умения ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую, оценивать значимую и второстепенную; интерактивная, направленная на активную самостоятельную и творческую работу самого субъекта, ведущую к саморазвитию, самореализации" [Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория//Интернет-журнал "Эйдос". 2005. 10 сент. http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm].

Вернуться в раздел